Скандинавские и прибалтийские государства стали уделять больше внимания укреплению военных и экономических связей. Причины сразу две: неопределенность, которая сложилась в Евросоюзе после британского Brexit и победа на президентских выборах в США Дональда Трампа, который скептически отозвался о роли НАТО.
Как пояснила газете Financial Times глава МИД Швеции Маргот Вальстрем, именно Вашингтон и Лондон были основными гарантами безопасности региона, а происходящие сейчас события заставляют искать новые решения.
"Мы все чаще и чаще обсуждаем, каким образом можно укрепить скандинавские страны. В ближайшие несколько лет вопрос наберет остроту. Наши договоренности станут примером того, как мы вместе решаем вопросы пограничного контроля и как мы торгуем без пошлин", — сказала министр.
Основной причиной для усиления интеграционных процессов северно-европейские государства называют гипотетически-опасные действия России. Гипотетически, потому что реальная опасность со стороны России существует только внутри голов натовских генералов. Можно вспомнить, как Швеция всеми своими военно-морскими силами искала "русскую подлодку" в своих водах. Правда, по стечению обстоятельств, эти поиски совпали с принятием в шведском парламенте бюджета, в котором военные расходы хотели сократить. Позже командующий ВМС Швеции признал, что лодки не было, а был шведский же технический корабль, но дело было сделано и военный бюджет урезан не был.
Прибалтика не только не отстает от своих скандинавских соседей, но по части анти-российской истерии даже превосходит их, зачастую выступая локомотивом раскручивания мифа о русской угрозе. В Литве даже вновь вернули отмененный в 2008 году всеобщий воинский призыв. Это, правда, привело к всплеску эмиграции. Молодые люди, не желающие служить, побежали в соседние страны, где и в солдаты не забреют и с работой лучше, чем в родной Литве. Ситуацию даже был вынужден комментировать премьер-министр, обещав отслужившим всяческие преференции. Позже там выпустили ряд брошюр, рассказывающих гражданам как вести подпольную борьбу в условиях оккупации. При этом контрапунктом литовской военной стратегии президент страны Даля Грибаускайте назвала возможность продержаться три дня до подхода сил быстрого реагирования НАТО.
На это же надеется и Латвия, правительство которой недавно приняло решение подписать договор с Северо-Атлантическим альянсом. Документ также предусматривает прибытие в страну бригады НАТО численностью пять тысяч штыков в случае угрозы со стороны России. Задачи продержаться три дня, подобно литовским соседям, перед латвийской армией никто не ставит, учитывая, что численность сухопутных сил республики составляет всего 900 человек. Но зато на территории страны, на ротационной основе находятся небольшой натовский контингент, который скорее играет роль плацебо, но если руководству Латвии это помогает, значит "лекарство" работает.
Пока же реальная опасность исходит скорее от НАТО к России, чем наоборот. По крайней мере, последняя переброска американских войск в Польшу, крупнейшая со времен Холодной войны, вызвала естественные опасения Москвы. В бывшей стране Варшавского договора вдруг размещаются три тысячи американских военнослужащих, 87 танков Abrams, 144 боевых машины пехоты Bradley, а также 18 самоходных гаубиц. И это только первая партия. Если еще вспомнить, что в этом году в Польше разместится дивизион американской системы ПРО, то ситуация для нашей страны становится еще более острой.
Впрочем, как показывают реальные дела, все эти заявления о скандинавско-прибалтийском объединении, скорее сигнал для НАТО и Вашингтона. Мол, мы понимаем, Британия о себе думает, защищаясь от мигрантов выходом из ЕС, в США снова хотят сделать себя великими, но вы о нас-то не забывайте! И как видно, на том конце Света сигнал принимают.